Юридическим лицам выгодно работать с самозанятыми: за них не нужно платить налог 13%, как при заключении трудового договора или ГПХ, а также отчислять в бюджет страховые взносы. Но такая схема сотрудничества требует определенных знаний. На что нужно обратить внимание, чтобы потом не возникло проблем с налоговой службой или трудовой инспекцией?
1. Проверить, что исполнитель действительно самозанятый
Перед началом сотрудничества с самозанятым нужно убедиться, что исполнитель действительно стоит на соответствующем учете в налоговой. В противном случае (например, если человек обманул, что имеет такой статус) за сотрудничество с таким «самозанятым» налоговая выпишет штраф в размере 20 или 40% (в случае умышленного нарушения) от размера налогов и взносов (статья 122 НК РФ), а также НДФЛ и страховые взносы, которые ваша компания будет обязана заплатить из своего бюджета.
Также подобный исполнитель не сможет отправить чек в качестве закрывающего сделку документа. Поэтому сначала следует запросить справку, подтверждающую, что человек действительно имеет статус самозанятого и не снимался с учета. Также это можно проверить самостоятельно на сайте ФНС по ИНН исполнителя.
2. Не работать с бывшим сотрудником в течение двух лет после его увольнения
Плательщиков НПД, с которыми у компании ранее были трудовые отношения, нельзя нанимать как самозанятых в течение двух лет с момента увольнения (по федеральному закону № 422).
За исполнением этого закона следит специальная система ФНС России, которая в автоматическом режиме анализирует чеки и с учетом дополнительной имеющейся информации выдает перечень «подозрительных» работодателей. В этом случае могут быть назначены проверки.
3. Заключить договор
Для работы с самозанятым необходимо заключить договор, в котором будут указаны ФИО исполнителя, его адрес регистрации и ИНН (главное отличие от договора с ИП — не нужно указывать ОГРН и юридический адрес, в остальном формы похожи). Важно упомянуть, что исполнитель применяет налог на профессиональный доход: это означает, что он не платит НДС.
Также нужно прописать, что именно обязуется делать исполнитель, а также срок действия договора. Дополнительно можно указать, какую ответственность несет самозанятый в случае невыполнения указанных в документе условий. Важно помнить, что договор с самозанятым не должен напоминать трудовой: в нем не должно быть графика работы или режима посещения рабочего места.
Во избежание проблем с налоговой в договоре также нужно прописать, что самозанятый обязан уведомить юридическое лицо об изменении налогового режима (например, при снятии с учета). И, наконец, выбрать способ оплаты.
4. Определиться со способом оплаты
Способы оплаты могут быть разными, возможен даже наличный расчет. Для выплат по безналичному расчету исполнитель должен предоставить юридическому лицу реквизиты своей банковской карты. Если работать со «СберБизнесом», то не нужны даже полные реквизиты — достаточно номера расчетного счета!
5. Выбрать надежного партнера
«СберБизнес» облегчает работу с самозанятыми и экономит деньги. Услуга «Зачисление выплат самозанятым» в рамках зарплатного проекта помогает легко и быстро совершать зачисления на счета самозанятых. Так же просто, как платить зарплату сотрудникам в штате. А до конца года для всех клиентов действует специальное предложение — 0% комиссии за эту услугу.
Для перевода на карты Сбербанка достаточно сформировать реестр на выплаты, а ссылки на чеки банк подгрузит автоматически. Также услуга помогает снизить риск того, что самозанятый снялся с учета. При переводе средств банк автоматически проверяет, подключен ли исполнитель к сервису «Сбера» для самозанятых.